В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.
С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития. Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Для преодоления этих трудностей в МОУ Советская СОШ:
- обеспечена нормативно-правовая база процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
- обеспечен образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
- создана «безбарьерная» образовательная и социальная среда инклюзивного образования;
- обеспечено межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечена организация взаимодействия школы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Благодаря участию в программе «Доступная среда» в школе удалось создать комфортные условия не только для инвалидов, но и для людей с ограниченными возможностями. В учреждении могут заниматься не только колясочники, но и ребята с ограничениями по зрению и слуху.
Работа в рамках программы началась с ремонта. Прежде всего, была усовершенствована входная зона ( установлен пандус, сделаны специальные поручни). Кроме того, была оборудована специальной сантехникой санитарная комната. Параллельно с этим была оборудована сенсорная комната, куда были закуплены новая мебель и учебное оборудование для слабовидящих и слабослышащих ребят, а так же наборы для развития и коррекции восприятия. Последний момент очень важен, так как использование набора обеспечивает развитие зрительно-моторной координации; тактильного восприятия; внимания и навыка сосредоточения; развитие мыслительных операций; навыков коммуникации, умения работать в группе, обеспечивает профилактику речевых нарушений, расширение словарного запаса, формирует навыки саморегуляции функциональных и эмоциональных состояний.
Согласно утверждённому расписанию в сенсорной комнате проводят занятия учитель-логопед, социальный педагог, психолог.
В школе особое внимание уделяется созданию и поддержке устойчивого позитивного школьного климата. Школьный климат – это качество школьной жизни, поэтому создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со сверстниками способствует успешному интегрированию детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ успешно участвуют во всех общешкольных мероприятиях, конкурсах, играх, программах различного уровня. Для детей данной категории совместно с остальными учащимися работают объединения внеурочной деятельности: «Азбука добра», «Добродетель», «Музыкальная радуга», «Оригами», «Мир глазами художниками», «Спортивный туризм», «Информашка», где раскрываются творческие, интеллектуальные способности учащихся.
Главным достижением внеурочной работы является то, что дети с ОВЗ участвуют во всех делах наравне и вместе со сверстниками, учатся общаться, приобретают опыт взаимодействия с «обычными» детьми.
Важная роль в работе школы с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья отводится организации взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Данная деятельность предполагает:
- создание программно-методического обеспечения и координации решений по социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья;
- создание программно-методического обеспечения для выявления и коррекции проблем, возникающих между членами семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для реализации права родителей (или лиц, их заменяющих) на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики, комплексной реабилитации и образования;
- активное вовлечение семьи в работу учреждения, обеспечивающего сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
- консультирование родителей по проблемам развития их детей;
- обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи;
- организация обратной связи родителей с учреждением.
Решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях школы, приводит к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья.